Андрей Кобяков: «Мы – отдельная цивилизация и сами можем определять свои ценности, традиции и образ будущего»
Известный экономист Андрей Кобяков рассказывает в интервью «НК» о том, почему Россия имеет полное право считать себя самостоятельной мировой цивилизацией и как в своей экономической модели воплотить своих собственные цивилизационные принципы и ценности
НК: Почему Россия – отдельная цивилизация, и что значит цивилизационный ответ на сегодняшние вызовы?
Во всех концептах деления мира на цивилизации (Шпенглер, Тойнби, Хантингтон др.) Россия всегда выделялась в качестве отдельной цивилизации. Россия как цивилизация – это социально-культурная общность, которая обладает особыми моделями культурного, духовного и общественного развития, своеобразными хозяйственными укладами, и где многие народы объединены единой территорией, ведущей ролью русского языка и общей исторической судьбой. Цивилизационный ответ – это, в первую очередь, понимание того, что культурно-исторический тип российской цивилизации мы должны рассматривать в логике ее собственного развития. Модели развития, механизмы управления, общественные институты и взаимоотношения социумов с внешним миром и окружающей средой – не универсальны. В разных цивилизациях они неразрывно связаны с собственными традициями, ментальным кодом, базовыми нравственными принципами. «То, что хорошо для русского, – для немца смерть». Равно как и наоборот. А значит, мы можем сами определять свои ценности и образ будущего, а также модели своего политического и экономического устройства.
Какие у нас есть особенности как у цивилизации? Это крупнейшая в мире территория, освоение и развитие которой было всегда сопряжено с усилиями и преодолением неблагоприятных климатических условий. Это суверенитет – духовный и государственный. После преодоления Смутного времени в XVII веке Россия никогда не была никем завоевана извне или колонизирована и неоднократно успешно противостояла агрессорам, имевшим претензии на глобальное господство. На российскую систему ценностей оказало ключевое влияние православное христианство и его идеалы. Стремление к справедливости и правде как базисная ценность нашло свое отражение и в советский период в социалистической идеологии. В России сложилась развитая и зрелая культура, на основе полиэтничности и союза русского народа с другими народами России. Россия – евразийский мост между Западом и Востоком, а россияне обладают способностью понимания как восточного, так и западного менталитетов.
Россию объединяет русский язык и кириллическая письменность. Это фактор сплочения и культурной связи. У России есть выдающиеся в мировом масштабе научные, технические и культурные достижения, а также наша страна играет особую роль в поддержании мира и геополитического баланса в Евразии и в глобальном масштабе.
Важной цивилизационной особенностью России является национальная идея, не сводимая к прагматическим задачам бытового обустройства, а имеющая духовное измерение, будь то представление о России как о Третьем Риме, построении справедливого и солидарного общества на принципах общественного равенства и воздаяния по заслугам, общего служения и милосердия, или освоении земных и внеземных пространств.
НК: Какими ресурсами мы обладаем как страна, есть ли у нас шансы в мировой конкуренции, ужесточающейся на фоне кризиса?
В России есть абсолютно все для того, чтобы быть в числе наиболее развитых стран мира – как в экономическом, так и в научно-техническом, культурном и социальном смысле. У нас есть уникальные по своим объемам и разнообразию природные ресурсы, богатые традиции фундаментальной и прикладной науки, общепризнанные успехи собственной системы образования. Имеется значительный, пока еще не утраченный человеческий потенциал и существенный внутренний рынок. При разумном подходе с использованием всех этих ресурсов наша страна может быть технологически и экономически сильной, а ее общество – социально справедливым и дающим каждому возможности для реализации.
НК: Возможна ли органичная для нашей цивилизации экономическая модель, которая смогла бы эффективно противодействовать нынешнему кризису?
Мы говорим, что мы самостоятельная суверенная страна, цивилизация, а в реальности в последние десятилетия идем в русле примитивной неолиберальной экономической модели, которой якобы нет альтернативы. Более того, Россия сегодня дрейфует в направлении неофеодализма, где общество будет разделено на элиту, обладающую властью и деньгами, причем желающую закрепить и то и другое для передачи по наследству, и большинство, вынужденное лишь выживать – и это касается как работающих по найму, так и предпринимателей.
Россия в разные периоды жила и при капитализме, и при социализме, и обе модели мы можем сравнить. Мы не нуждаемся ни в диком капитализме, ни в распределительном социализме. В той экономической модели, которая нужна России, нужно соединить, с одной стороны, рыночные принципы хозяйствования, поощряющие предпринимательскую, но при этом социально-ответственную инициативу, и, с другой стороны, принципы социального государства, предполагающие доступность для всех граждан базовых социальных благ, таких как медицина, образование, жилье, достойная пенсия, пособия по инвалидности и уходу за детьми и т.п. России нужны не абстрактные «инвесторы», а широкий класс российских собственников малого и среднего бизнеса, у которых есть свое дело и которые видят будущее своего бизнеса в России. Среди всех цивилизационных ценностей России ведущее место занимают справедливость и солидарность. Общество, построенное на принципах справедливости и солидарности, – это идеал государства как гармоничной семьи, где более сильные и старшие заботятся о слабых и младших, где существует взаимовыручка, взаимные обязательства и братское согласие. Такой должна быть и экономика.
Кроме того, модель экономики для России должна максимально использовать человеческий потенциал нашей страны – а это и уровень образования (ухудшающийся, но пока все равно намного более высокий, нежели во многих странах), и высокая мотивация к труду, которая зависит от осмысленности этого труда и его социального признания. При этом россияне не могут и не должны соревноваться с другими странами в качестве дешевой рабочей силы. Обустроить общее экономическое пространство с соседями, защищая и развивая его, но не жертвуя своими индустриями в глобализационной гонке, – вот схема, в которой максимально мог бы реализоваться и человеческий потенциал России.
А главное – если мы в своей экономической модели воплотим своих собственные цивилизационные принципы и ценности, это и будет лучшим доказательством своего суверенитета и возможностей.
Кобяков Андрей Борисович
экономист, политолог, публицист. Кандидат экономических наук. Председатель правления Института динамического консерватизма. Один из учредителей и член организационного комитета Московского экономического форума. Постоянный член Изборского клуба.
Автор более 1000 публикаций, в том числе 10 монографий, включая широко известную книгу «Закат империи доллара и конец PaxAmericana» (в соавторстве с Михаилом Хазиным) и «Русскую доктрину» – комплексную программу консервативной модернизации России (руководитель работы, соредактор и один из основных авторов).